Сегодня любовь в кино, на телевидении и в книгах часто характеризуется как пламенная, бурная и болезненная. Ссориться с криком или расставаться только для того, чтобы снова сойтись, а потом повторять по кругу, — это признак страсти, а трудные партнеры существуют для того, чтобы мы могли исправить их и «перекроить» по своему вкусу. И в то время, как в художественной литературе эта драма может добавить остроты, делая историю более захватывающей, в реальной жизни она становится рецептом токсичных отношений для молодых людей, выросших на откровенной романтизации абьюза в массовой культуре. Джейн Остен, жившая и творившая в XIX веке, в эпоху браков по расчету и предрассудков общества в отношении права выбора у женщин, предвидела эту нездоровую тенденцию.
Литературоведы и критики часто приписывают Джейн Остен использование характерных для «женских» романов стереотипов в ее самом знаменитом произведении «Гордость и предубеждение»: озлобленный на весь свет герой влюбляется в открытую, слегка дерзкую девушку, так называемую IT-girl; его жизнь переворачивается с ног на голову — она выводит его из себя, он терпеть не может ее повадки и манеры, но при этом не представляет без нее ни одного нового дня, приходящего с рассветом. Однако если вы действительно углубитесь в историю, то увидите, что Остен рисует совершенно иную картину.
Когда мистер Дарси делает предложение руки и сердца Элизабет Беннет (выйти за него замуж было бы лучшим «карьерным» шагом, который могла бы сделать молодая женщина в начале 1800-х годов), она отвергает мужчину из-за его характера. Дарси беспрепятственно проявлял надменность и высокомерие, пользуясь привилегиями, подаренными ему фортуной, — богатый, привлекательный землевладелец мужского пола, которому открыты все двери в высшем обществе. Но Лиззи не считает, что должна выходить замуж из-за возможностей, которые принесет ей брак, и тем более не стремится превратить Дарси в «лучшего» мужчину, уничтожая его индивидуальность ради собственного благополучия, как это делают многие героини как классических произведений, так и в современных романов жанра Young Adult. Она отказывает ему, указывает на недостатки его характера, способные навредить их совместному счастью, а затем отступает и продолжает свой путь без него. Дарси все же возвращается в жизнь Элизабет, но немного позже. Их хэппи-энд наступает только после того, как герой демонстрирует, что потратил время на работу над собой и исправил свои ошибки. Но совершает он эти изменения для себя, не надеясь на награду в виде ответной любви Лиззи, и даже пытается сохранить свои добрые дела в секрете.
По ходу повествования Элизабет также переживает личностный рост, поэтому они оба, — и Дарси, и Лиззи, — приходят к своему браку на более равноправной, зрелой основе. Несмотря на разницу в их богатстве и социальных привилегиях, Элизабет действительно представляет их чем-то единым.
Он — джентльмен, я — дочь джентльмена; мы на равных.
Газлайтинг, а также эмоциональные и ментальные манипуляции чрезвычайно распространены в литературном творчестве (а значит, и в реальной жизни тоже, ведь литература — зеркальное отражение красоты и уродства человечества), но раскрываются они совсем не в том свете, в каком должны. Независимо от того, насколько токсичен один персонаж по отношению к другому, в конечном итоге он оказывается прощен, а поведение, которое можно описать только как жуткое, очень просто оправдывается «здоровой одержимостью», или для пущего эффекта в бой идет то самое громкое слово, главный козырь любого автора — «любовь». Именно они, эти абсурдные сюжетные линии, приводят молодежь к мысли, что в их интересах перепрограммировать «плохую девочку» или «плохого мальчика», что это и есть конечная цель по-настоящему успешных отношений. Вот где столько лет назад Джейн Остен, сама того не подозревая, переступила через стигму в литературе далекого от нее будущего: Элизабет и Дарси, честно говорящие о своих недостатках, сначала находят гармонию внутри себя, и только потом, проложив путь навстречу друг другу, вместе, рука об руку, движутся к гармонии в любви.
Фото: @drewjessup
ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО